finevision

Бюджетный процесс

Бюджетный процесс — деятельность по подготовке проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.

Этапы бюджетного процесса

Этап 1. Составление проекта городского бюджета на очередной финансовый год и плановый период
Начальный этап бюджетного процесса, на котором составляется прогноз социально-экономического развития города, утверждаются основные направления бюджетной и налоговой политики города Нижневартовска, определяются основные характеристики бюджета города, а также распределяются бюджетные ассигнования.
Непосредственное составление проекта бюджета города осуществляет департамент финансов администрации города Нижневартовска. Общее руководство организацией работы по составлению проекта городского бюджета осуществляет глава города.
Проект бюджета города составляется и утверждается в форме решения Думы города Нижневартовска сроком на три года очередной финансовый год и плановый период).
Работа по составлению проекта бюджета города осуществляется на основании:

  • положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, определяющих бюджетную политику (требований к бюджетной политике) в Российской Федерации;
  • документов, определяющих цели национального развития Российской Федерации и направления деятельности органов публичной власти по их достижению;
  • прогноза социально-экономического развития города Нижневартовска на очередной финансовый год и на плановый период;
  • основных направлений бюджетной и налоговой политики города Нижневартовска;
  • муниципальных программ (проектах муниципальных программ, проектах изменений указанных программ) города Нижневартовска;
  • бюджетного прогноза (проекта бюджетного прогноза, проекта изменений бюджетного прогноза) города Нижневартовска на долгосрочный период.

Этап 2. Рассмотрение и утверждение проекта городского бюджета
Проект бюджета города на очередной финансовый год и плановый период вносится администрацией города на рассмотрение Думе города не позднее 15 ноября текущего года. Одновременно проект бюджета города направляется в Счетную палату города Нижневартовска для подготовки заключения на предмет соответствия проекта бюджетному законодательству Российской Федерации.
По проекту решения Думы города о бюджете города Нижневартовска проводятся публичные слушания. В открытом обсуждении главного финансового документа города принимают участие жители города, представители Думы города и администрации города Нижневартовска, главные администраторы доходов, главные распорядители и получатели бюджетных средств.
Проект бюджета рассматривается постоянными депутатскими комиссиями с учетом итогов проведения публичных слушаний и заключения Счетной палаты города Нижневартовска и направляется на утверждение Думе города Нижневартовска.

Этап 3. Исполнение городского бюджета
Исполнение бюджета города состоит из исполнения бюджета по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита бюджета в течение всего текущего финансового года на основе принципов единства кассы и подведомственности расходов.
Исполнение городского бюджета организуется на основе сводной бюджетной росписи и кассового плана.

Этап 4. Подготовка, составление и утверждение бюджетной отчетности
На данном этапе проводится бюджетный учёт - упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств муниципального образования, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства.
Участниками бюджетного процесса проводится подготовка и составление отчетности об исполнении бюджетов в соответствии с Приказом Минфина РФ от 28 декабря 2010 г. №191н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации»:

  • формирование месячной, квартальной отчетности за текущий год;
  • формирование годового отчета об исполнении бюджета за предыдущий год.

Этап 5. Осуществление муниципального финансового контроля
Муниципальный финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
Муниципальный финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий. Внешний муниципальный финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Счетной палаты города Нижневартовска.
Полномочиями Счетной палаты города Нижневартовска по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля являются:

  • контроль соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в ходе исполнения бюджета;
  • контроль достоверности, полноты и соответствия нормативным требованиям составления и представления бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств, квартального и годового отчетов об исполнении бюджета;
  • контроль в других сферах, установленных Федеральным законом от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».

Порядок осуществления полномочий органами внешнего муниципального финансового контроля по внешнему муниципальному финансовому контролю определяется муниципальными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

  • Внутренний муниципальный финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью органа муниципального финансового контроля. В городе Нижневартовска органом, осуществляющим полномочия по внутреннему муниципальному финансовому контролю, является контрольно - ревизионное управление администрации города Нижневартовска. Полномочиями контрольно – ревизионного управления администрации города Нижневартовска по осуществлению внутреннего муниципального финансового контроля являются:
  •  

    • контроль соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;
    • контроль полноты и достоверности отчетности о реализации муниципальных программ, в том числе отчетности об исполнении муниципальных заданий.

    Предварительный контроль осуществляется в целях предупреждения и пресечения бюджетных нарушений в процессе исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Последующий контроль осуществляется по результатам исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в целях установления законности их исполнения, достоверности учета и отчетности.